Тема урока: Закрепление решения задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение"
Цели урока:
способствовать закреплению умения решать задачи на на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, сопоставлять их с задачами на увеличение (уменьшение) НА…, умения сравнивать числа, во сколько раз и на сколько одно число больше или меньше другого, закреплять табличные случаи умножения и деления с числами 2-6;
развивать приемы анализа и синтеза, логическое мышление, внимание к математической терминологии;
воспитывать трудолюбие, доброжелательность, интерес к математическим знаниям.
Формируемые УУД:
Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия.
Познавательные: использовать необходимую информацию при выполнении заданий, Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи.
Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: интерактивная доска (ИД), тесты.
Оборудование: интерактивная доска (ИД), тесты.
Ход урока.
I. Мотивация.
- Поэт Роман Сеф в шутливой форме писал:
“Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”.
- Как вы понимаете смысл этих слов? Какая цепочка выстраивается:
Не замечать - Не изучать – хныкать и скучать.
Уберем не
Замечать – изучать - … (много знать)
Учитель: наше познание начинается с обычного наблюдения, затем нам становится интересно, и мы начинаем детально изучать, а вот хныкать и скучать некогда. А если человеку ничего не интересно, тогда ему скучно и он не понимает окружающий мир.
- Где нам необходимы в нашей жизни математические знания?
II. Актуализация знаний.
1) Устный счет. (С использованием ИД)
Множитель |
2 |
|
4 |
5 |
|
8 |
|
3 |
5 |
Множитель |
8 |
3 |
|
7 |
6 |
|
6 |
5 |
4 |
Произведение |
|
21 |
16 |
|
12 |
32 |
36 |
|
|
1) Математический диктант.
Найти произведение чисел 5 и 6.
Увеличить 8 в 3 раза.
Увеличить 8 на 3.
Найти частное чисел 45 и 9.
Уменьшить 18 в 6 раз.
Уменьшить 18 на 6.
Какое число больше 9 в 2 раза.
Какое число меньше 36 в 4 раза.
Первый множитель 1, второй множитель 8. Найти произведение.
(Самопроверка. 30,24,11,5,3,12,18,9,8)
-На какие 2 группы можно поделить этот ряд чисел? (На ИД)
2) Решите задачи.
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- Из-под ворот видно 12 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
- На столе стояло 3 стакана с ягодами. Петя съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
III. Самоопределение к деятельности.
- Я читаю текст, а вы говорите: задача это или нет. Если да, то решаете ее, если нет, то объясните почему.
А) У Лены 5 тетрадей, а у Коли 3 тетради. (нет)
Б) В корзине 7 яблок и 3 груши. На сколько яблок больше, чем груш? (да, на 4)
В) Папа принес 2 арбуза. Один из них весит 3 кг. Сколько весит второй? (нет)
Г) Во сколько раз Вова старше Пети, если Вове 10 лет, а Пети 5 лет. (Да, в 2 раза)
Д) Для поделки ученики собрали 4 листика клена, а листика березы в 2 раза больше. Сколько листиков березы собрали? (да,8)
- Назовите общие признаки задачи. (условие и вопрос)
- Чему мы посвятим сегодняшний урок?
- Какие задачи мы учимся решать? С каким вопросом?
ВО СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ? (МЕНЬШЕ?)
БОЛЬШЕ В…РАЗ
МЕНЬШЕ В … РАЗ
- Чему мы должны учиться сегодня на уроке?
- Решать задачи с вопросом ВО СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ? (МЕНЬШЕ?), БОЛЬШЕ В…РАЗ, МЕНЬШЕ В … РАЗ
- Отличать эти задачи от задач изученных ранее.
- Применять знания таблицы умножения.
IV. Работа по теме урока.
- Работа по учебнику.
№1(1), с.47.
- Почитайте задачу самостоятельно.
- Прочитайте еще раз и сделайте краткую запись. (1 человек у доски)
Больших – 40с.
Маленьких - ?, в 8 раз < ?
- Сколько вопросов в краткой записи? О чем это говорит?
- Что известно о маленьких столах?
- Что означают слова «в 8 раз меньше»?
- Какой знак действия нужно выбрать?
- Запишем с комментированием первое действие.
- Теперь можем ответить на вопрос задачи? Каким действием?
- Запишите, комментируя.
1) 40:8=5(с)-маленьких
2) 40+5=45(с) – всего.
Ответ: 45 столов.
- Можно ли решение этой задачи записать в другой форме? Более кратко.
40+40:8= 45(с.)-всего.
- Почему нет скобок? (действие деление выполняется первым)
ФИЗМИНУТКА
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно.
Клювиком почистил пух.
И скорей за парту «плюх».
Задача №1(2)
- Прочитайте задачу. Чем отличается эта задача?
- Самостоятельно составьте краткую запись и решите ее.
1)40-8=32(с)- маленьких
2)40+32=72(с) – больших
Ответ: 72 стола.
- Проверьте решение по образцу. (ИД)
Вывод:
- На что следует обращать внимание при решении подобных задач? (На предлог в вопросе)
Больше В…раз ∙ Больше НА +
Меньше В… раз : Меньше НА -
2. Самостоятельная работа (тесты)
Самопроверка и самооценка работы..
- Каким правилом пользовались при решении задач?
V. Итог урока.
-Какие цели мы ставили сегодня на уроке?
- На что нужно обращать внимание при решении задач?
- Сделайте вывод о решении сегодняшних задач. (1 человек у доски)
- Встречали ли вы подобные вопросы в жизни? Где? (Цены возросли в 2 раза, Во сколько раз упала цена на картошку?)
- Вернемся к словам Р.Сефа. К какой цепочке вы бы отнесли свою деятельность сегодня на уроке.
- Вы наблюдали сегодня? Замечали? У вас остались какие-то знания для работы в дальнейшем?
- Наш урок достиг поставленных целей?
VI. Рефлексия.
-Поразмышляйте о прошедшем уроке и определите свое место на лестнице успеха.
- Оцените работу товарища на уроке.
VII. На дом: с.47 №3, №4