Вторник, 07.05.2024, 13:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов Березуцкой Светланы Ильиничны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Способы проверки парных согласных, 2 класс

Методическая разработка урока по теме "Способы проверки парных согласных" 2 класс

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ

 

Тема урока: Способы проверки парных согласных в корне и на конце слова.

Цели урока: способствовать выявлению различных способов проверки парных согласных в корне и на конце слова, совершенствовать умения определять парный согласный по звонкости –глухости в слабой позиции; развивать умения анализировать, обобщать, классифицировать; воспитывать интерес к изучению русского языка.

 

Планируемые результаты:

 

1. Личностные УУД

-внутренняя позиция школьника;

-ориентация на понимание причин успеха к учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2. Познавательные УУД.

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение).

3. Регулятивные УУД

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- осознавать свои трудности, искать их причины и пути преодоления;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия;

4. Коммуникативные УУД

-формирование умения объяснять вой выбор, строить предложение, отвечать на вопросы, аргументировать.

 

Оборудование: компьютерная презентация, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику «Русский язык».

 

Ход урока.

 

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- По рисункам угадай пословицу.

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).

- Какое отношение эта пословица имеет к уроку русского языка? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия, тогда все получится.

Какую еще пословицу знаете с таким смыслом?

 

Терпенье и труд все перетрут.

Работай до поту - поешь в охоту

 

- Я желаю, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось. Сегодня вы будете самостоятельно оценивать некоторые задания. Максимальное количество баллов за урок 10 баллов

Что мы можем сказать тем ученикам, которые наберут это количество баллов? (Молодцы! Вы хорошо поняли тему урока и заслуживаете наивысшей оценки).

  1. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

На экране звуки: [б], [в], [п], [г], [з], [с], [т], [д], [ш], [к],[ф], [ж].

- Назовите звуки.

- Что объединяет их?

- Что можно сделать с этими звуками? Какую классификацию применим? (Звонкость-глухость)

- Образуйте пары согласных звуков по звонкости-глухости.

- Для чего нам нужно помнить парные согласные.

- Какие буквы обозначают эти звуки на письме?

- Пропишите буквы, соблюдая каллиграфию. Первая строка буквы звонких согласных, вторая – глухих согласных звуков.

2. Словарная работа.

На экране картинки: морковь, яблоко, гриб, лодка, мячи, лягушка, медведь, перо, пчела, голубь.

- Посмотрите внимательно на картинки, угадайте, какие слова за ними скрываются.

- Подумайте, написание всех ли слов вы знаете и сможете объяснить?

- Новое словарное слово: морковь.

- Произнесите его. Посмотрите в словаре, как оно пишется. Вывод:__________

- Произнесите орфографически правильно.

- Попробуйте дать лексическое значение слова «Морковь».

  • - Морковь – хороший источник витамина A. Бета-коротин (он же витамин A) суточная доза которого содержится в двух корнеплодах моркови. Бета-коротин благоприятно влияет почти на весь организм и несет в себе массу полезных качеств. Чтобы он хорошо усвоился нужно принимать морковь совместно с растительным маслом.

Все наверно слышали о том, как полезна морковка для наших глаз. Так оно и есть. Наши глазки очень любят витамин A.

- Запишите в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните букву безударного гласного звука.

- Есть ли еще опасные места в этом слове?

- Какому правилу подчиняется эта орфограмма? Можно проверить?

Составьте предложение с этим словом и запишите.

- Запишите остальные слова.

- Проверьте свою работу по образцу и поставьте заслуженные баллы.

- Еще раз посмотрите на слова. Что бы вы могли с ними сделать? (классифицировать)

- На какие группы можно их разделить? (Выходит 1 ученик и делит)

1. Безударные гласные непроверяемые (Словарные слова). 2. Безударные гласные проверяемые. 3. Парные согласные в корне и на конце слова.

- Поставим ударение в словах и подчеркнем орфограмму.

- С каким из слов вам было трудно справиться? (лодка) Почему?

  1. Самоопределение к деятельности.

- Итак, возникло затруднение.

- В какой части слова? (в корне)

- Какому правилу подчиняется эта орфограмма?

- Но почему возникло затруднение? (недостаточно хорошо знаем способы проверки парных согласных)

Определите тему урока. (Способы проверки парных согласных в корне и на конце слова)

Какие задачи предстоит решить?

  • Определить случаи, когда парный звонкий согласный звук оглушается.
  • Выявить способы проверки.
  1. Работа по теме урока.
  2. Планирование предстоящей деятельности.

- Выяснить, когда парный звонкий согласный звук оглушается. (рассмотрим примеры)

- Будем подбирать возможные варианты проверки. Но помнить, что проверочные слова должны быть родственными, однокоренными или формой этого же слова.

  1. Работа в парах.

Проанализировать группы слов и сделать вывод о месте оглушения парного звонкого.

1 пара: глаз, след, нож, бровь, снег.

2 пара: указка, книжка, берёзка; указать, книжный, берёзонька.

Вывод: парный согласны оглушается в середине слова, если стоит перед глухим и слышится четко, если стоит перед гласным или звуком [Н].

- Когда же нужно проверять парные согласные?

(На доске)

  • на конце слова
  • в середине перед парным глухим

- А как же их нужно проверять?

  • подставлять гласный звук,
  • звонкий согласный [Н].

- Выучим речевку:

Парные согласные –

Самые опасные.

В корне ты их проверяй-

Рядом гласный подставляй.

- Запишите получившиеся пары.

Указка - указать, книжка - книжный, берёзка – берёзонька…

- Выделите корень, одной чертой парный проверяемый и двумя букву-помощницу.

ФИЗМИНУТКА

  1. Способы проверки.

Алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:

- Посмотрите внимательно на проверочные слова. Чем они отличаются?

    • Задать вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
    • Изменить слово, чтобы после этого согласного стоял согласный звук [н].
    • Задать вопрос КАКОЙ?
    • Сказать слово ЛАСКОВО

- Продолжим ряд:

…град – (нет) града, столб – столбы, лёгкий – лёгок.

    • Изменить слово – добавить слово “нет”.
    • Один – МНОГО
    • Задам вопрос КАКОВ?

- Сколько же способов проверки у нас получилось? (7) Повторим их.

- Вернемся к началу урока. Как же можно было проверить слово «лодка» (лодочка, лодья)

Ладья происходит от слова ладить (строить) корабль (судно). Гребное или парусное судно. Именно от слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья).

- Русский язык – самый богатый в мире. Мы должны помнить это и обогащать свою речь разнообразием оттенков, значений слов.

  1. Закрепление изученного.
  1. Работа в парах.

- у.33, с.21. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Подчеркните одной чертой слова, в которых нужно проверять парный согласный, затем соедините это слово с проверочным.

- Какие способы проверки были использованы? ( слово КАКОЙ?, скажи ЛАСКОВО, ОДИН-МНОГО)

  1. Самостоятельная работа.

Т. с.12, у. 24.

- Вставь пропущенные буквы, объясняя свой выбор.

  1. Работа с электронным приложением к учебнику «Русский язык».

- соедини слово с правильной орфограммой.

  1. Итог урока.

- Какие задачи мы ставили сегодня на уроке?

- Чему учились? Что узнали нового из русского языка?

- Какая пословица нас вдохновляла на работу? Как вы считаете, мы выловили сегодня рыбку?

(На слайде) Прочитайте.

Без труда не выловишь и рыпку из пруда.

- Кто заметил ошибку? Докажите.

- Какие слова являются проверочными для слов с парным согласным? (труд, пруд)

  1. Рефлексия.

- Как вы считаете, что вам удалось сегодня сделать с легкостью, а где еще нужно подучиться?

Продолжи фразу:

Мне больше всего удалось…

Я получил от этого урока…

Я могу похвалить себя за …

Я могу похвалить …. за …

Посчитайте свои заработанные баллы и оцените свою деятельность на уроке.

  1. Задание на дом:

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz