Вторник, 07.05.2024, 16:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов Березуцкой Светланы Ильиничны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

4 класс, "Край родной, навек любимый"

Ссылка для скачивания: Урок "Край родной навек любимый" (Курский край, Большесолдатский район)

Урок обобщения раздела«Родной край – часть большой страны»   разработан по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир 4 класс" (УМК "Школа России"). Данный урок предполагает обобщение материала по изученным ранее темам и презентацию долгосрочного проекта "Край родной навек любимый", выполненный учащимися 4 класса под руководством учителя.

Тема урока: Край родной навек любимый.

                      (Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»).

 

Цели урока:

  1. способствовать обобщению материала и систематизации знаний детей по  разделу «Родной край – часть большой страны»;
  2. исследовать географическое положение и  историю своего села, выявить значение малой родины в крупном государстве и для каждого человека;
  3. развивать познавательный интерес, желание участвовать в творческом созидательном процессе, умения включаться  в учебный диалог с учителем, одноклассниками, умения формулировать собственные мысли;
  4. воспитывать любовь к своей малой родине, чувство гордости за свой край, бережное и чуткое отношение  к природе.

 

Оборудование:

 карта полушарий, карта Курской области,  презентация «Край родной навек любимый», тест «Растениеводство» и «Животноводство», жетоны.

 

Ход урока.

Орг. момент.

- Сегодняшний урок необычен тем, что к нам пришли гости.

- А как ведут себя настоящие хозяева, когда приходят гости?

- Так давайте же  мы не разочаруем наших гостей и создадим уют и тепло в нашем классе.

I. Мотивация.

- Я хочу начать урок со стихотворения Василия Григорьевича Золоторёва.

Это  курский поэт, член Союза писателей России, автор пяти сборников. Но, как ни странно, а по профессии он судья. Послушайте и ответьте на вопрос, почему душу поэта тревожат такие сны.

И домик в селе старенький,

И садик со смородиной,

Не думал о том маленьким –

Что станут малой родиной.

Умчались от заваленки

Года, что колесница,-

А мне мой домик старенький

Ночами часто снится.

- Почему автору снится какой-то старенький домик?

(тоска по родному дому, по месту, где родился.)

- Скажите, а тема малой родины актуальна на сегодняшнем уроке?

 

 

 

II. Актуализация знаний.

- Какой большой раздел мы с вами изучили?

(«Родной край – часть большой страны»)

- А какой край мы имели ввиду? (Курскую область)

- Давайте подведем итог всей нашей темы.

- Какие впечатления у вас сложились от изученного раздела?

- Кому что особенно понравилось и запомнилось?

 

  1. Географическое положение Курской области.

- Что является главным путеводителем в изучении края? (Карта)

- Затрудняетесь? Отгадайте загадку:

Дорога есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя,

В реках, морях воды нет.

(Карта)

- Что нам может подсказать карта?

- Я предлагаю вам игру «Счастливый билет». Вытащив билет из волшебного сундучка, у вас есть шанс получить жетон. Жетоны вы сможете приобретать в течение всего урока. В конце урока мы подсчитаем их. У кого окажется больше – тот победитель. Жетон выдается только за точный и правильный ответ. Будьте внимательны! Желаю удачи!

(заготовлены 3 конверта с именами детей, куда будут складываться жетоны)

Билеты имеют следующие задания:

  1. На каком материке располагается Курская область? Покажи на карте мира.
  2. На какой равнине расположена Курская область? Покажи на карте.
  3. С каким государством граничит Курская область? Покажи на карте.
  4. С какими областями России граничит Курская область. Назови и покажи на карте.
  5. В какой природной зоне находится Курская область?
  6. Назови реки Курской области.
  1. Полезные ископаемые Курской области.

- Сейчас я предлагаю вам побыть в роли учителя.

- Дома вам нужно было подготовить сообщение о полезном ископаемом, которое добывают в Курской области. Вы должны рассказать о нем, но не называть его. А ваши товарищи должны по описанию угадать задуманное полезное ископаемое.

Глина – обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

Песок – образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

Торф – лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.

Железная руда – добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких плотно соединенных зерен.

Курская область является одним из богатых по железным рудам субъектов Российской Федерации и занимает Курская Магнитная Аномалия (КМА) - крупнейший железорудный бассейн в России, расположен на терр. Курской, центральную часть железорудной провинции КМА.

Известняк – обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. Используется в строительстве.

Мел – белый камешек растаял, на доске следы оставил.

  1. Природные сообщества.

- Покажите наш край на карте России.

- Каким цветом он отмечен? (Зеленым)

- Почему?

-А что же имеется на нашей территории? (Лес, луг, реки)

- В какой теме мы рассматривали эти понятия?

- А какое слово мы употребляли? (Природное сообщество)

- Что означает слово сообщество?

Сообщество – это тесная связь между растениями, микроорганизмами, животными.

- Покажите  всем, насколько хорошо вы знаете о взаимосвязях в каждом сообществе. Для этого составьте цепи питания, характерные для определенного сообщества. Кто больше? За каждую цепь питания вы получаете жетон.

Лес.

Ель-короед-дятел.

Микроорганизмы – мухомор – лось

Кора деревьев- заяц – лиса

Луг.

Клевер – цветочная муха – трясогузка.

Зерна растений – полевка – пустельга

Водоем.

Водоросли – головастик – утка

Водоросли – гусеница – лягушка - цапля

- А что такое экологическое равновесие? Кто его может нарушить? И кто пострадает? 

(Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек. Если теряется одно звено в цепи питания, то страдаю другие. В итоге страдает человек.)

  1. Растениеводство и животноводство в нашем крае.

   - Подведем итог.

- Нам нужны растения, птицы, животные, насекомые? (Да, они приносят пользу).

- А наш край в целом приносит ли какую пользу для своей страны?

- Какую именно? (выращиваем полевые культуры, плодовые, овощные, цветочные; занимаемся разведением КРС, МРС, свиноводством, птицеводством, пчеловодством, рыбоводством)

- Проверим, насколько хорошо вы об этом знаете. Для этого выполните самостоятельно тест.

  1. Основными отраслями растениеводства являются…

А) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство;

Б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

В) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство;

  1. Растения, из зерен которых получают муку и пекут хлебобулочные изделия, это…

А) овёс;                                                        В) рожь;

Б) просо;                                                       Г) пшеница;

  1. К овощным культурам относятся:

А) огурец, морковь, чеснок;

Б) картофель, подсолнечник, лён;

В) овёс, слива, астра.

  1. В животноводстве есть такие профессии:

А) овощевод;                                         В) ветеринар;

Б) зоотехник;                                         Г) пчеловод.

  1. Крупный рогатый скот – это…

А) коровы;                                              В) козы;

Б) быки;                                                   Г) свиньи.

  1. Масло получают из семян …

А) гречихи и ячменя;

Б) проса и овса;

В) подсолнечника и льна.

 

- Сверьте свою работу с ответами.

 

ФИЗМИНУТКА.

- Физминутку проведем необычную. Я буду читать замечательное стихотворение Г.Ладонщикова. А вы встаньте и изобразите описываемые события. Но сначала прослушайте и подумайте, что можно изобразить?

 

Улетел скворец от стужи,

Сытно за морем живет,

Воду пьет из теплой лужи,

Только песен не поет.

Рвется он в края родные,

Где родился и где рос,

Где по-своему впервые

Слово «мама» произнес…

- Что этими строками автор хотел до нас донести?

(куда бы человека не занесла судьба, он навсегда сохранит теплые воспоминания о местечке, где «родился и где рос».

- А какой уголок планеты Земля для нас самый родной и близкий? (д.Бирюковка).

- Ребята, а в учебнике было ли сказано что-либо о нашей деревне?

- А вы хотите узнать о ней больше.

III. Защита проекта. - Какую большую работу мы с вами проделали в изучении родного села? (проект)

- Зачем мы это делали? (чем больше мы будем иметь представлений о своей малой родине, тем больше будем любить и ценить ее, и гордиться тем, что живем на такой земле.)

- Итак, сейчас настал момент, когда мы можем соединить воедино работу каждого из нас и показать всем особенности нашей малой родины, д. Бирюковка.

- Какой же последний этап мы должны осуществить? (защитить свой проект).

- В какой форме это будет? (презентация)

Демонстрация презентации

 «Край родной навек любимый».

- Кроме электронного варианта ребята собрали папку о родном крае, где поместили свои творческие работы: рисунки и сочинения. (Показ)

 

IV. Рефлексия.

  1. Итог урока.

- Ребята, чему же мы посвятили сегодняшний урок?

(обобщили изученный материал о Курском крае и  защитили проект о малой родине?)

- Достиг ли урок главной цели? (Да, мы расширили представление о своей малой родине)

- Выскажите свои впечатления и чувства от проделанной работы.

- Что вы можете сказать о значении нашего края для государства Россия?

- Что нового вы узнали?

Что научились делать?

- Чем бы вы могли поделиться с товарищами?

2. Подсчет жетонов, объявление победителя.

3. Выставление отметок и оценка деятельности на уроке.

4. Задание на дом: узнать интересные факты из истории села.

- Сегодня я хочу дать вам такое наставление. Пожалуйста, помните о нем всегда.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе….

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz