Ссылка для скачивания: Урок открытия новых знаний по теме "Жизнь древних славян"
Тема урока: Жизнь древних славян.
Цели урока: способствовать знакомству обучающихся с появлением древних славян и местом их расселения, выявлению особенностей жилища, предметов быта, одежды, образа жизни, выяснению верований древних славян;
развивать воображение, приемы анализа объектов, мышление, обобщение;
воспитывать интерес к прошлому, к своим предкам.
Планируемые результаты:
- Личностные: дети будут отличать, что они знают, а чего нет, будут учиться добывать новые знания на основе изученного ранее.
- Предметные: дети узнают о появлении своих предков, об их укладе жизни, будут учиться ориентироваться в ленте времени.
- Метапредметные:
- Познавательные: дети будут учиться анализировать карту и делать выводы, сопоставлять, сравнивать, обобщать.
- Регулятивные: ставить учебные задачи и стремиться к их выполнению, пользоваться схематическим рисунком (лентой времени), вносить коррективы.
- Коммуникативные: строить монологические высказывания, вступать в учебный диалог, следить за правильностью и точностью речи.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, ноутбук, проектор.
Ход урока.
I.Мотивационный этап.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно». А.С.Пушкин.
- Подтвердите мысль великого поэта.
II.Актуализация знаний.
1)Перед вами лента времени. Расположите в правильном порядке основные исторические эпохи. Поставьте точку, соответствующую сегодняшнему времени.
- Для чего нам нужно держать в голове ленту времени? Как поможет она нам на уроках в этом полугодии?
3)Сообщение обучающегося о Восточно-Европейской равнине.
Начинается Восточно-Европейская равнина от Уральских гор и уходит далеко на запад. На равнине есть небольшие возвышенности, холмы.
Равнина находится в умеренном климатическом поясе. Много влаги на северо –западе. Южнее и восточнее влаги меньше. На равнине много лесов, плодородных земель. Наша Курская область располагается на восточно-европейской равнине, относимся мы к Черноземью.
Крупные реки: Волга, Ока, Дон, Днепр.
- Ребята, а кто первым появился на этой равнине, т.е. кто были наши предки?
III.Самоопределение к деятельности.
- Чему же мы посвятим сегодняшний урок? (Древним славянам)
- Давайте определимся, что именно мы хотим узнать о наших предках.
1. Время и место поселения древних славян.
2. Основные занятия.
3. Дом, предметы быта, одежда
4. Представления о мире.
IV.Работа по теме урока.
1.Время и место поселения древних славян.
Учитель: история нам говорит о том, что полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы началось расселение славян.
- Кто покажет на ленте времени, в каком веке появляются первые упоминания о славянах?
- С этой территорией нас уже познакомила Кристина.
- Ребята, чем могла привлечь эта местность?
- Рассмотрите карту расселения древних славян. О чем вам рассказала карта?
- Славяне разделились на восточных (розовый цвет), западных (темно-зеленый) и южных (светло- зеленый).
- О славянах какой группы мы можем узнать больше? Почему?
- Ребята, а вам интересно узнать, какие народы произошли от восточных славян? (Русские, украинцы, белорусы). Вот почему на карте показана больше именно эта территория. Ведь мы будем говорить именно о наших с вами предках. Заметьте, что украинцы и белорусы были нашими братьями.
(К общему сведению я могу вам сообщить, что от западных славян произошли чехи, словаки, поляки, а от южных - сербы, хорваты, македонцы, болгары)
Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о появлении древних славян, которые еще жили семьями, еще не было никакого государства, а разделение на русских, украинцев и белорусов произойдет намного позже.
- Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в VI веке в среднем течении Днепра, примерно там, где сейчас находится город Киев. На новом месте славяне селились обычно по берегам рек и озёр несколькими большими семейными группами. Правда, семьи тогда были по 15-20 человек: глава семьи с женой, их взрослые сыновья с жёнами, их дети, а иногда и внуки. Три - четыре двора селились вместе.
- Мы нашли ответ на первый наш вопрос?
- Дайте полный ответ на него.
- Чтобы лучше запомнить, отметим на контурной карте расселение славян и обозначим условные знаки.
Подпишите, от какой ветки произошли русские.
- Какой следующий вопрос должны мы решить?
2. Основные занятия.
1) Собирательство и охота.
(На основе иллюстрации дети выясняют, чем занимались древние славяне)Они собирали ягоды, грибы, орехи, охотились на кабанов, лосей, косуль, медведей. Сейчас мы тоже ходим в лес по грибы-ягоды. Но для нас это отдых, а для наших предков это был огромный труд, и нелёгкий. Ведь продуктов нужно было заготовить на весь род.
2)Рыболовство.
3)Земледелие.
Основным занятием древних славян было земледелие. В этом они преуспели как нигде. Для того, чтобы пережить холодную зиму и не умереть с голоду, люди очень трепетно относились к земле, и пытались вырастить на ней все, что только можно (напомним, что картошки тогда ещё не было, и поэтому племена питались кашами и хлебом). Чтобы земля была плодородной, её начинали обрабатывать ещё зимой. Сначала они вырубали участок леса (деревья рубали не до конца, чтобы те засохли и их можно было легко повалить), пни корчевали и всю древесину сжигали. Такой месяц так и называли «сечень», от слова «сечь», «рубить». После этого весной народ посыпал участок золой, разрыхлял землю специальной деревянной сохой и сеял семена. Основными зерновыми растениями были просо, рожь, пшеница и ячмень. Из овощей репа и горох.
4)Скотоводство - второй по значимости вид хозяйства, который занимались древние славяне. Разводили овец, коров, кур и свиней.
5)Бортничество.
- Это совершенно новое для вас слово. Что оно обозначает найдите в учебнике. с.36.
Бортничеством у славян называлось пчеловодство, а бортниками — соответственно пчеловоды. По началу сбор меда больше напоминал охоту, в ходе которой люди собирались в группу, шли в лес, отыскивали дупла с находящимися в них пчелами и диким медом. Разоряли гнезда, вынимали мед и уносили его к себе. Безусловно, это занятие было очень опасным, требовало немало наблюдательности, ловкости, смелости и умения. Нужно ведь было не только отыскать в лесу дупло с диким медом, но каким-то образом влезть на дерево, выломать соты и суметь остаться в живых, избежав нападения разъяренных пчел. Пчелиную семью после этого, как правило, ждала гибель.
Славяне приманивали пчёл мёдом, а затем прослеживали их путь до дупла. Наконец придумали борть - обрубок дерева с дуплом или выдолбленный чурбан. Так появилось бортничество. Сейчас борть заменили ульем.
- Как вы считаете, занятия мужчин и женщин разделялись или нет? Каким был труд славян?
Женщины готовили пищу, устраивали огороды, ткали, пряли, шили. Многие искусно занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав.
3. Групповая работа.
- Обсудите вместе и запишите, какими качествами должен был обладать древний славянин.
Трудолюбие, выносливость, смекалка, крепкое телосложение, упорство.
А что означает слово «Славяне»? Вот как ответил Великий ученый М.В.Ломоносов: «Славяне — это «славный народ», «славящийся своей доблестью». С тех пор это толкование получило довольно широкое распространение.
- Дом, предметы быта, одежда.
- В этом нам поможет иллюстрация.
- Почему поселение выбирали возле реки?
- Какие постройки можно отметить? (частоколом обнесена территория, на которой располагается изба, постройки для животных)
- Что же собой представляет дом древних славян?
В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.
- Ваше мнение о таком доме?
- А что находилось в доме?
В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному .
- А что это означало? Ответ найдите в учебнике на с.38.
(дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле.)
Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было.
В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.
- Какие предметы быта могли быть у древних славян? Из чего они изготовлялись? (из дерева и глины)
Гончарство появилось немного позже кузнецкого ремесла, и особенно оно улучшилось когда изобрели гончарный круг. Из глины изготавливали посуду, детские игрушки, кирпичи, рукомойники и т.д.
- Что вы можете сказать об одежде древних славян?
- Из чего она изготовлялась?
Первоначально главным материалом для изготовления одежды была обработанная шкура убитого зверя, а также мех. Шкуры диких животных считались предметом роскоши, поэтому чаще всего использовали шкуры домашних животных. Славянские умельцы научились изготавливать обувь из кожи, а также ремни и головные уборы. Основной материал назывался усма – это обработанная кожа коров, коз, а также лошадей. Научились прясть пряжу из шерсти овец.
Известно, что с первой половины I тысячелетия н.э. для изготовления одежды использовались только лен и конопля. По этим причинам основным цветом был белый и серый, о крашении тканей ничего неизвестно. Насколько трудоемка работа получения полотна из льна вам известно из третьего класса «Получение ткани из льна» (демонстрация)
Когда у растений бурели головки (что говорило о созревании семян), их выдёргивали с корнем. Чтобы отделить семена (из них делали пищевое масло) от волокнистого стебля, коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепами, вальками, "лапами" – изогнутыми тяжёлыми и очень прочными палками
Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Для этого лён чаще "мочили" – опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине. Использовалась только стоячая вода. Обработанный лён сушили, затем мяли, отделяя волокно от "кострики" – посторонних тканей стебля. Сохранились старинные мялки, которые дробили и плющили стебли между двумя деревянными брусками, зачастую ребристыми. Иногда лён ещё дополнительно толкли в ступах.
Чтобы окончательно вышелушить кострику, а также отделить тонкое, нежное волокно от более короткого и жёсткого (оно шло на пряжу для изготовления мешковины и других тканей не самого высшего сорта), лён трепали.
ФИЗМИНУТКА
Выбираем ведущего, который будет показывать деятельность Древних славян, все за ним повторяют и угадывают, что было задумано.
- Самостоятельная работа.
- Насколько вы поняли, как жили Древние славяне, покажет выполненный тест.
Тест по окружающему миру
«Жизнь древних славян», 4 класс
ФИ ученика: ___________________
1.Где поселились первые славяне.
- на Западно-Сибирской равнине по берегам реки Лена
- на Восточно – Европейской равнине по берегам реки Волга
- на Восточно – Европейской равнине по берегам реки Днепр
2.Укажите правильный век появления древних славян.
- VI век до нашей эры
- VI век нашей эры
- IV век нашей эры
3.К какой группе славян относятся наши предки.
- восточные
- западные
- южные
4.Что не относится к основным видам деятельности древних славян.
- бортничество
- земледелие
- оленеводство
5.Где жили древние славяне.
- в пещере
- в доме из бревен
- в доме из соломы
6.Из чего делали одежду. Выбери правильную строку.
- Лен, шерсть, шкура животных
- Шерсть, шелк, лен
- Лен, шкура животных, вискоза
7.Из чего были сделаны первые предметы быта и орудия труда?
- глина и железо
- глина и дерево
- дерево и медь
Оценивание
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибка
«3» - 3 ошибки
6. Взаимопроверка и сверка с эталоном на доске.
7. Представления древних славян о мире.
- Каким представлялся мир древним славянам?
- Во что верили наши предки? Был ли у них один Бог?
- Кто были предки по верованию? (Язычники)
- Мы подготовили небольшой проект о веровании древних славян и сейчас представим главных богов того времени.
Перун - Бог-громовержец. У других народов известен как Зевс. Считается одним из главных божеств славянских племен. Был покровителем князя и его дружины.
Бог-громовержец ассоциировался с возвышенностями, поэтому его идолы устанавливали на холмах. Святым деревом Перуна был дуб.
Ему приносили жертву, закалывая быка, а именем бога закрепляли клятвы и договора.
Образу Перуна подражали многие славянские военачальники – красный плащ, могучий конь и палица. Символ этого бога – секира, которая является одновременно и оружием и оберегом для воинов. Молитвы Перуну всегда произносились защитниками родной земли, которые шли за правое дело. В христианстве о Перуне не забыли – его просто заменили на образ пророка Ильи.
У громовержца Перуна есть и свои обереги. Когда хотели защитить себя и свою семью, обычно выбирали щит Перуна. Его выбирали и воины, идущие в бой. Считалось, что щит Перуна в силах отвести от воина смертельную рану и сохранить его. Но самым важным его назначением было, то что он придавал отвагу и вёл дух воина до самого конца.
Вторым по значению богом был Сварог. Сварог по праву считался первым земным образом Рода и являлся отцом первого поколения славянских богов. В начале не было ничего. Пустота и безмолвие. Но родился Род Великий, и это стало началом. И родил он сына своего первого Сварога. От искры рождённый, сам он был огнём живым и небесным. И молвил голос Рода: «Твори и рождай мир сей». И тогда Сварог ступил на землю. Взял он молот свой чудодейственный и ударил о камень. И искры посыпались и родились боги первые — Сварожичи.
Ему приписывают образование суши, на которой обитают люди. В славянской мифологии он был покровителем труда, так как только труд позволяет сотворить что-то великое и значимое. Бог был одновременно мирным кузнецом и сильнейшим воином, который не выпускал из рук молот, превращавшийся из орудия труда в грозное оружие.
Сварог куёт в первую очередь не орудия войны, а простой плуг, которым он учит первых людей возделывать землю. Сварог бог созидатель и труженик, приобщивший к труду и смертных.
Дажьбог – один из главных славянских богов, олицетворение солнечного света. Дажьбог был еще и божеством плодородия. Он играл двойную функцию в мифологии древних славян. Как олицетворение солнечного света и тепла, он дарил плодородие почве и одновременно был источником царской власти. Дажьбога считают сыном Сварога, бога-кузнеца.
Велес был хозяином лесов и все животные в нём, от мала до велика, поклонялись и боялись его. И Велес от леса людей хранил и сам лес от рук человеческих, не ведающих жалость. Медведем перекинувшись он защищал путников и ночлег их от своры голодных зверей, ибо он был царём леса. Поэтому люди, веровавшие в спасительную силу его, носили при себе всегда печати Велеса. Могучая лапа медвежья, подобно куполу накрывала судьбу человека и защищала от всех напастей, от болезней и врагов. И печать Велеса эта, путниками была любима и купцами, что в далёкие земли держали путь. Потому как, Велес царь лесной с ликом медвежьим и лапа его закон и сила на землях его.
После хорошего урожая люди оставляли на полях связки колосьев золотых и пышных, чтобы задобрить бога своего покровителя Велеса. Называли дар сей «Волосьей бородкой», потому как представлялся бог людям в образе мужчины с широки плечами, с бородой длинной и густой и в одеждах лохматых, словно шкура медвежья. И урожай, и плодородность во власти Велеса были, поэтому много молились на него люди, возделывающие землю.
Учитель: это далеко не все боги, которым поклонялись наши предки.
- До какого времени сохранялось язычество у древних славян? (До принятия Христианства, 988г.)
- А сохранились ли отголоски язычества до наших дней? Приведите примеры.
V.Подведение итога урока.
- Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы вначале урока
- Где и когда поселились древние славяне? (На Восточно-Европейской равнине, в 6 веке н.эр.
- На какие группы разделились славяне? (Восточные, западные, южные)
- Мы относимся к какой группе? (Восточной)
- Как жили славяне? (Семьями по 20 человек, в одном дворе объединялись 2-3 семьи)
- Какими основными видами деятельности занимались Древние славяне? (Охота и собирательство, бортничество, рыболовство, земледелие)
- Назовите предметы быта. (глиняные горшки, соха)
- Из чего делали одежду? (шкура животных, шерсть, лен,)
- Кем были славяне по вероисповеданию? (язычники)
Учитель: Ребята, заметьте, сегодня мы не говорили о Древнерусском государстве, оно появилось позже. Постепенно осваивая новые земли, восточные славяне расселились на огромной территории и к VIII веку восточнославянские племена объединялись в союзы племен. Их возглавляли князья. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
VI.Рефлексия.
- Ваше отношение к уроку.
- Кто открыл для себя что-то новое? Что показалось особенно интересным? Где испытали затруднения?
VII.Оценки за урок
VIII.Задание на дом: подготовить рассказ о древних славянах, проиллюстрировать эпизод из жизни.