Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Открытый урок "Жизнь древних славян" в 4 классеСсылка для скачивания: Урок открытия новых знаний по теме "Жизнь древних славян" Тема урока: Жизнь древних славян. Цели урока: способствовать знакомству обучающихся с появлением древних славян и местом их расселения, выявлению особенностей жилища, предметов быта, одежды, образа жизни, выяснению верований древних славян; развивать воображение, приемы анализа объектов, мышление, обобщение; воспитывать интерес к прошлому, к своим предкам.
Планируемые результаты:
- Познавательные: дети будут учиться анализировать карту и делать выводы, сопоставлять, сравнивать, обобщать. - Регулятивные: ставить учебные задачи и стремиться к их выполнению, пользоваться схематическим рисунком (лентой времени), вносить коррективы. - Коммуникативные: строить монологические высказывания, вступать в учебный диалог, следить за правильностью и точностью речи. Оборудование: интерактивная доска, презентация, ноутбук, проектор. Ход урока. I.Мотивационный этап. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно». А.С.Пушкин. - Подтвердите мысль великого поэта. II.Актуализация знаний. 1)Перед вами лента времени. Расположите в правильном порядке основные исторические эпохи. Поставьте точку, соответствующую сегодняшнему времени. - Для чего нам нужно держать в голове ленту времени? Как поможет она нам на уроках в этом полугодии? 3)Сообщение обучающегося о Восточно-Европейской равнине. Начинается Восточно-Европейская равнина от Уральских гор и уходит далеко на запад. На равнине есть небольшие возвышенности, холмы. Равнина находится в умеренном климатическом поясе. Много влаги на северо –западе. Южнее и восточнее влаги меньше. На равнине много лесов, плодородных земель. Наша Курская область располагается на восточно-европейской равнине, относимся мы к Черноземью. Крупные реки: Волга, Ока, Дон, Днепр. - Ребята, а кто первым появился на этой равнине, т.е. кто были наши предки? III.Самоопределение к деятельности. - Чему же мы посвятим сегодняшний урок? (Древним славянам) - Давайте определимся, что именно мы хотим узнать о наших предках. 1. Время и место поселения древних славян. 2. Основные занятия. 3. Дом, предметы быта, одежда 4. Представления о мире. IV.Работа по теме урока. 1.Время и место поселения древних славян. Учитель: история нам говорит о том, что полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы началось расселение славян. - Кто покажет на ленте времени, в каком веке появляются первые упоминания о славянах? - С этой территорией нас уже познакомила Кристина. - Ребята, чем могла привлечь эта местность? - Рассмотрите карту расселения древних славян. О чем вам рассказала карта? - Славяне разделились на восточных (розовый цвет), западных (темно-зеленый) и южных (светло- зеленый). - О славянах какой группы мы можем узнать больше? Почему? - Ребята, а вам интересно узнать, какие народы произошли от восточных славян? (Русские, украинцы, белорусы). Вот почему на карте показана больше именно эта территория. Ведь мы будем говорить именно о наших с вами предках. Заметьте, что украинцы и белорусы были нашими братьями. (К общему сведению я могу вам сообщить, что от западных славян произошли чехи, словаки, поляки, а от южных - сербы, хорваты, македонцы, болгары) Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о появлении древних славян, которые еще жили семьями, еще не было никакого государства, а разделение на русских, украинцев и белорусов произойдет намного позже. - Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в VI веке в среднем течении Днепра, примерно там, где сейчас находится город Киев. На новом месте славяне селились обычно по берегам рек и озёр несколькими большими семейными группами. Правда, семьи тогда были по 15-20 человек: глава семьи с женой, их взрослые сыновья с жёнами, их дети, а иногда и внуки. Три - четыре двора селились вместе. - Мы нашли ответ на первый наш вопрос? - Дайте полный ответ на него. - Чтобы лучше запомнить, отметим на контурной карте расселение славян и обозначим условные знаки. Подпишите, от какой ветки произошли русские. - Какой следующий вопрос должны мы решить? 2. Основные занятия. 1) Собирательство и охота. (На основе иллюстрации дети выясняют, чем занимались древние славяне)Они собирали ягоды, грибы, орехи, охотились на кабанов, лосей, косуль, медведей. Сейчас мы тоже ходим в лес по грибы-ягоды. Но для нас это отдых, а для наших предков это был огромный труд, и нелёгкий. Ведь продуктов нужно было заготовить на весь род. 2)Рыболовство. 3)Земледелие. Основным занятием древних славян было земледелие. В этом они преуспели как нигде. Для того, чтобы пережить холодную зиму и не умереть с голоду, люди очень трепетно относились к земле, и пытались вырастить на ней все, что только можно (напомним, что картошки тогда ещё не было, и поэтому племена питались кашами и хлебом). Чтобы земля была плодородной, её начинали обрабатывать ещё зимой. Сначала они вырубали участок леса (деревья рубали не до конца, чтобы те засохли и их можно было легко повалить), пни корчевали и всю древесину сжигали. Такой месяц так и называли «сечень», от слова «сечь», «рубить». После этого весной народ посыпал участок золой, разрыхлял землю специальной деревянной сохой и сеял семена. Основными зерновыми растениями были просо, рожь, пшеница и ячмень. Из овощей репа и горох. 4)Скотоводство - второй по значимости вид хозяйства, который занимались древние славяне. Разводили овец, коров, кур и свиней. 5)Бортничество. - Это совершенно новое для вас слово. Что оно обозначает найдите в учебнике. с.36. Бортничеством у славян называлось пчеловодство, а бортниками — соответственно пчеловоды. По началу сбор меда больше напоминал охоту, в ходе которой люди собирались в группу, шли в лес, отыскивали дупла с находящимися в них пчелами и диким медом. Разоряли гнезда, вынимали мед и уносили его к себе. Безусловно, это занятие было очень опасным, требовало немало наблюдательности, ловкости, смелости и умения. Нужно ведь было не только отыскать в лесу дупло с диким медом, но каким-то образом влезть на дерево, выломать соты и суметь остаться в живых, избежав нападения разъяренных пчел. Пчелиную семью после этого, как правило, ждала гибель. Славяне приманивали пчёл мёдом, а затем прослеживали их путь до дупла. Наконец придумали борть - обрубок дерева с дуплом или выдолбленный чурбан. Так появилось бортничество. Сейчас борть заменили ульем. - Как вы считаете, занятия мужчин и женщин разделялись или нет? Каким был труд славян? Женщины готовили пищу, устраивали огороды, ткали, пряли, шили. Многие искусно занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав. 3. Групповая работа. - Обсудите вместе и запишите, какими качествами должен был обладать древний славянин. Трудолюбие, выносливость, смекалка, крепкое телосложение, упорство. А что означает слово «Славяне»? Вот как ответил Великий ученый М.В.Ломоносов: «Славяне — это «славный народ», «славящийся своей доблестью». С тех пор это толкование получило довольно широкое распространение.
- В этом нам поможет иллюстрация. - Почему поселение выбирали возле реки? - Какие постройки можно отметить? (частоколом обнесена территория, на которой располагается изба, постройки для животных) - Что же собой представляет дом древних славян? В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы. - Ваше мнение о таком доме? - А что находилось в доме? В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному . - А что это означало? Ответ найдите в учебнике на с.38. (дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле.) Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. - Какие предметы быта могли быть у древних славян? Из чего они изготовлялись? (из дерева и глины) Гончарство появилось немного позже кузнецкого ремесла, и особенно оно улучшилось когда изобрели гончарный круг. Из глины изготавливали посуду, детские игрушки, кирпичи, рукомойники и т.д. - Что вы можете сказать об одежде древних славян? - Из чего она изготовлялась? Первоначально главным материалом для изготовления одежды была обработанная шкура убитого зверя, а также мех. Шкуры диких животных считались предметом роскоши, поэтому чаще всего использовали шкуры домашних животных. Славянские умельцы научились изготавливать обувь из кожи, а также ремни и головные уборы. Основной материал назывался усма – это обработанная кожа коров, коз, а также лошадей. Научились прясть пряжу из шерсти овец. Известно, что с первой половины I тысячелетия н.э. для изготовления одежды использовались только лен и конопля. По этим причинам основным цветом был белый и серый, о крашении тканей ничего неизвестно. Насколько трудоемка работа получения полотна из льна вам известно из третьего класса «Получение ткани из льна» (демонстрация) Когда у растений бурели головки (что говорило о созревании семян), их выдёргивали с корнем. Чтобы отделить семена (из них делали пищевое масло) от волокнистого стебля, коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепами, вальками, "лапами" – изогнутыми тяжёлыми и очень прочными палками Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Для этого лён чаще "мочили" – опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине. Использовалась только стоячая вода. Обработанный лён сушили, затем мяли, отделяя волокно от "кострики" – посторонних тканей стебля. Сохранились старинные мялки, которые дробили и плющили стебли между двумя деревянными брусками, зачастую ребристыми. Иногда лён ещё дополнительно толкли в ступах.
ФИЗМИНУТКА Выбираем ведущего, который будет показывать деятельность Древних славян, все за ним повторяют и угадывают, что было задумано.
- Насколько вы поняли, как жили Древние славяне, покажет выполненный тест. Тест по окружающему миру «Жизнь древних славян», 4 класс ФИ ученика: ___________________ 1.Где поселились первые славяне.
2.Укажите правильный век появления древних славян.
3.К какой группе славян относятся наши предки.
4.Что не относится к основным видам деятельности древних славян.
5.Где жили древние славяне.
6.Из чего делали одежду. Выбери правильную строку.
7.Из чего были сделаны первые предметы быта и орудия труда?
Оценивание «5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибка «3» - 3 ошибки 6. Взаимопроверка и сверка с эталоном на доске. 7. Представления древних славян о мире. - Каким представлялся мир древним славянам? - Во что верили наши предки? Был ли у них один Бог? - Кто были предки по верованию? (Язычники) - Мы подготовили небольшой проект о веровании древних славян и сейчас представим главных богов того времени. Перун - Бог-громовержец. У других народов известен как Зевс. Считается одним из главных божеств славянских племен. Был покровителем князя и его дружины. Бог-громовержец ассоциировался с возвышенностями, поэтому его идолы устанавливали на холмах. Святым деревом Перуна был дуб. Ему приносили жертву, закалывая быка, а именем бога закрепляли клятвы и договора. Образу Перуна подражали многие славянские военачальники – красный плащ, могучий конь и палица. Символ этого бога – секира, которая является одновременно и оружием и оберегом для воинов. Молитвы Перуну всегда произносились защитниками родной земли, которые шли за правое дело. В христианстве о Перуне не забыли – его просто заменили на образ пророка Ильи. Вторым по значению богом был Сварог. Сварог по праву считался первым земным образом Рода и являлся отцом первого поколения славянских богов. В начале не было ничего. Пустота и безмолвие. Но родился Род Великий, и это стало началом. И родил он сына своего первого Сварога. От искры рождённый, сам он был огнём живым и небесным. И молвил голос Рода: «Твори и рождай мир сей». И тогда Сварог ступил на землю. Взял он молот свой чудодейственный и ударил о камень. И искры посыпались и родились боги первые — Сварожичи. Ему приписывают образование суши, на которой обитают люди. В славянской мифологии он был покровителем труда, так как только труд позволяет сотворить что-то великое и значимое. Бог был одновременно мирным кузнецом и сильнейшим воином, который не выпускал из рук молот, превращавшийся из орудия труда в грозное оружие. Сварог куёт в первую очередь не орудия войны, а простой плуг, которым он учит первых людей возделывать землю. Сварог бог созидатель и труженик, приобщивший к труду и смертных. Дажьбог – один из главных славянских богов, олицетворение солнечного света. Дажьбог был еще и божеством плодородия. Он играл двойную функцию в мифологии древних славян. Как олицетворение солнечного света и тепла, он дарил плодородие почве и одновременно был источником царской власти. Дажьбога считают сыном Сварога, бога-кузнеца. Велес был хозяином лесов и все животные в нём, от мала до велика, поклонялись и боялись его. И Велес от леса людей хранил и сам лес от рук человеческих, не ведающих жалость. Медведем перекинувшись он защищал путников и ночлег их от своры голодных зверей, ибо он был царём леса. Поэтому люди, веровавшие в спасительную силу его, носили при себе всегда печати Велеса. Могучая лапа медвежья, подобно куполу накрывала судьбу человека и защищала от всех напастей, от болезней и врагов. И печать Велеса эта, путниками была любима и купцами, что в далёкие земли держали путь. Потому как, Велес царь лесной с ликом медвежьим и лапа его закон и сила на землях его. После хорошего урожая люди оставляли на полях связки колосьев золотых и пышных, чтобы задобрить бога своего покровителя Велеса. Называли дар сей «Волосьей бородкой», потому как представлялся бог людям в образе мужчины с широки плечами, с бородой длинной и густой и в одеждах лохматых, словно шкура медвежья. И урожай, и плодородность во власти Велеса были, поэтому много молились на него люди, возделывающие землю. Учитель: это далеко не все боги, которым поклонялись наши предки. - До какого времени сохранялось язычество у древних славян? (До принятия Христианства, 988г.) - А сохранились ли отголоски язычества до наших дней? Приведите примеры. V.Подведение итога урока. - Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы вначале урока - Где и когда поселились древние славяне? (На Восточно-Европейской равнине, в 6 веке н.эр. - На какие группы разделились славяне? (Восточные, западные, южные) - Мы относимся к какой группе? (Восточной) - Как жили славяне? (Семьями по 20 человек, в одном дворе объединялись 2-3 семьи) - Какими основными видами деятельности занимались Древние славяне? (Охота и собирательство, бортничество, рыболовство, земледелие) - Назовите предметы быта. (глиняные горшки, соха) - Из чего делали одежду? (шкура животных, шерсть, лен,) - Кем были славяне по вероисповеданию? (язычники) Учитель: Ребята, заметьте, сегодня мы не говорили о Древнерусском государстве, оно появилось позже. Постепенно осваивая новые земли, восточные славяне расселились на огромной территории и к VIII веку восточнославянские племена объединялись в союзы племен. Их возглавляли князья. Об этом мы будем говорить на следующем уроке. VI.Рефлексия. - Ваше отношение к уроку. - Кто открыл для себя что-то новое? Что показалось особенно интересным? Где испытали затруднения? VII.Оценки за урок VIII.Задание на дом: подготовить рассказ о древних славянах, проиллюстрировать эпизод из жизни.
|
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|