Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Русский язык. Возвратные глаголы.Ссылка для скачивания: Папка "Возвратные глаголы" Урок по теме "Возвратные глаголы" разработан по учебнику русский язык 4 класс, автор В.П.Канакина. (УМК "Школа России"). Тип урока: открытие нового знания. В папке содержится методическая разработка урока и презентация к нему. Тема урока: Возвратные глаголы. Цели урока:
Оборудование: презентация. Ход урока. I.Мотивация. - Ребята, как ваше настроение сегодня? От чего зависит настроение человека? - Как вы считаете, что должен соблюдать каждый человек, чтобы все успевать сделать и не переутомляться? (режим дня) (слайд 1) - Расскажите, как проходит ваше утро? Что вам предстоит сделать, проснувшись? (потянуться, умыться, одеться, причесаться, собраться, отправиться, улыбнуться и начать занятие.) - На каждый вид деятельности отведено свое время. Вовремя нужно вставать и ложиться спать, принимать пищу, делать уроки, отдыхать. - Режим дня – это залог здорового образа жизни. Человек всегда должен планировать свою деятельность. Тогда не возникнет непредвиденных ситуаций, и день пройдет успешно, а вы будете чувствовать себя прекрасно. - Наш урок не исключение, он запланирован на сегодняшний день. Вы многому уже научились, поэтому работать будем в привычном темпе. II.Актуализация знаний. - С какой части речи мы начали урок, перечисляя свои действия утром? - Случайно ли это? Что же такое глагол? - Что вы знаете о глаголах? Как они изменяются? (по числам, по временам, в прошедшем времени по родам) 1. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. (Слайд 2) Встр . чать, об . яснить, подк . тить .бм .нять, рад . вать, см . треть, св . рить, расчес . ваться - Что объединяет эти слова? (глаголы неопределенной формы) - Какие глаголы мы относим к неопределенной форме? - Чем отличаются эти слова? (совершенным и несовершенным видом) - Какие глаголы относятся к совершенному виду, а какие к несовершенному виду? - Запишите эти глаголы, разбив на две группы.
- Разберите глаголы радовать, обменяться, купаться по составу. III.Изучение нового материала. 1.Выявление места и причины затруднения. - Какие слова вызывают трудность? Почему? - Чем необычен глагол - расчесываться? (к нему присоединился слог ся) 2.Выход проекта. - Какова тема урока? (новый тип глаголов неопределенной формы) - Какие задачи урока вы хотели бы поставить и решить сегодня?
- Что нам поможет в реализации поставленных задач? (материал учебника, наблюдение над образованием данных глаголов) IV.Реализация проекта. 1.Как образуется данный тип глагола? (Слайд 5) - Скажите, можно ли записанные нами глаголы превратить в глаголы, подобные расчесываться? - Сделайте это через черточку с данными глаголами. - Чем отличаются слова в каждой паре? - Что можно сказать о действиях, обозначенных глаголами встречать, радовать, смотреть? (Действие направлено на предмет) Сравните эти глаголы. (Слайд 6) - Каков характер действия новых глаголов? (Направлено на себя). - С помощью чего изменилось смысловое значение глагола? (-ся) - Какую смысловую нагрузку несёт -ся? (действие возвращается на себя) - Как бы вы назвали такие глаголы? - В русском языке их называют возвратные! - Это тема нашего урока! (Вывешиваю плакат с названием темы.) 2.Вывод (Слайд 8) Новый тип глаголов называется возвратные глаголы. Они образуются при помощи –ся и обозначают действие, направленное на себя. 3.Как пишутся возвратные глаголы в неопределенной форме? - Еще раз посмотрите на возвратные глаголы неопределенной формы и сделайте вывод об их написании? 4.Чем же является ся у возвратных глаголов? - Где найдем ответ на этот вопрос? - Чтение правила? - Что мы выяснили сами, а что нового подсказало правило? (Слайд 9) - Завершите морфемный разбор глаголов? V.Первичное закрепление. 1.Работа по учебнику. Составьте словосочетания с данными глаголами. Запишите без вопросов. Определите падеж существительных в каждом словосочетании. Тревожиться (за кого?) за отца, хвалить (кого?) ученика, хвалиться (чем?) победой, извинить (кого?) товарища, извиниться (перед кем?) перед учителем, беспокоить (кого?) директора, беспокоиться (о ком?) о бабушке, поздороваться (с кем?) с другом. - Чем же отличаются возвратные глаголы по своему лексическому значению? При помощи чего добавляется этот смысл? Выделите суффикс ся. ФИЗМИНУТКА Если я называю возвратный глагол – вы приседаете, если другой – поднимаетесь на носочки. (плясать, приседать, кланяться, стоять, любоваться, бежать, интересоваться, заниматься, играться, убирать, танцевать, кувыркаться, читать) VI.Самостоятельная работа. (Слайд 10) Замени фразеологизмы синонимичными возвратными глаголами, запишите в тетрадь, выделите ту часть слова, которая указывает, что глагол возвратный. •Душа в пятки ушла – испугаться •Совать нос – вмешиваться •Навострить уши – прислушаться •Покатиться со смеху - засмеяться Если затрудняетесь, то можно воспользоваться фразеологическим словарем. (Варианты обсуждаются). - Что помогло образовать глаголы? (-ся). - Какое правило использовали при написании возвратных глаголов неопределенной формы? - Составьте предложение с фразеологизмами.(устно) - С одним из данных глаголов составьте предложение и запишите. VII. Включение в систему знаний 1.Работа с отрывком из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр» (Слайд 11) - Прочитайте и скажите, кто автор этих строк? Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, В ванне и в бане, Всегда и везде – Вечная слава воде!
Какие слова вам не понятны. Почему? Где можно узнать о их значении? Попробуйте объяснить. Лохань – емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками». Лохани были, как правило, больших размеров (около 70-80 см в диаметре). Ушат – кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения. Служит для переноса воды, хранения продуктов, соления мяса и сала. Водоносные ушата, используемые для полива огорода, стирки белья, изготавливались емкостью до 50-60 литров.
- К чему призывает нас Чуковский? - Какие глаголы использует автор? - Почему к ним не присоединился глагол нырять? Вывод: Возвратная форма глагола не всегда образуется. (бежать, танцевать, отвечать) - Какими же могут быть глаголы? (возвратными и невозвратными) - А чем интересна такая группа глаголов: смеяться, надеяться, кланяться, трудиться, гордиться? (они всегда только возвратные)
2. Запишите глагол плескаться в транскрипции. [ПЛИСКАЦА] VIII. Рефлексия - Все ли поставленные задачи были решены сегодня на уроке? - Что мы узнали нового? - Чему научились? - Вернемся к началу урока: о чем мы говорили? Какие глаголы употребляли? (Слайд 12) Урок наш тоже был построен по плану, мы поставили задачи и в конце получили результат. - Оцените свою деятельность на уроке: (Слайд 13) Я узнал о … и могу… Я узнал о …, но затрудняюсь … Я не понял изучаемый материал и … Задание на дом: составьте свой режим дня с указанием времени, употребив возвратные глаголы. |
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|
||||