Ссылка методической разработки урока: Как образуются наречия
Данная презентация является сопровождением урока русского языка в 4 классе по теме "Как образуются наречия" (УМК "Начальная школа XXI в")
Тема урока: Как образуются наречия.
Цели урока: способствовать знакомству со словообразованием наречий от качественных прилагательных и существительных в Т.п., закреплять знания о наречии как неизменяемой части речи, орфографическое письмо; развивать приемы мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, внимание; воспитывать чуткость к русскому языку, к его богатству и выразительности.
Планируемые результаты:
Предметные: дети узнают, как образуются наречия, будут учиться их образовывать, отличать от других частей речи.
Метапредметные:
Познавательные: будут анализировать объект, выделяя существенные признаки, обобщать;
Регулятивные: ставить учебные задачи, находить пути их разрешения, вносить коррективы;
Коммуникативные: формулировать свои предположения, строить логические высказывания, вступать в учебный диалог.
Личностные: уметь отличать знание от незнания, оценивать свою деятельность на уроке.
Оборудование: учебник, презентация, ноутбук, проектор.
Ход урока.
Мотивация.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К.Г.Паустовский. (Слайд 1)
- Что хотел сказать писатель этими словами? (о величии, точности, великолепии нашего языка).
- Ребята, вы согласны с этим утверждением? Уроки русского языка вам помогают убедиться в истинности слов Паустовского? Как? (Постоянно пополняем свой лексический запас, узнаем о том, как появляются, образуются слова, точно и правильно учимся их подбирать, составлять предложения.
- Сегодняшний урок не станет исключением, и вы сами добудете интересные сведения о языке.
- Актуализация знаний
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
1. Работа со четверостишием. (Слайд 2)
Сквозь в . лнистые туманы
Пр.бирается луна,
На п . ч . льные п . ляны
Л . ёт п . ч. льно свет она. (А.Пушкин «Зимняя дорога»)
- Кому принадлежат эти строки? (С. Пушкин -основоположник современного русского литературного языка)
- Какую картину нарисовал поэт в этом четверостишии? (Зима, рано вечереет, луна появляется, становится одиноко, возникает грусть). Какими словами выражена грусть?
- Какое задание нужно выполнить? Вставим орфограммы, объясняя свой выбор.
- Спишите в тетрадь, правильно вставляя буквы.
- Разберем это предложение по членам предложения. Охарактеризуем предложение.
- Что вы можете сказать о словах печальные и печально? (однокоренные, но разные части речи)
- Разберите по составу прилагательное печальный. (Слайд 3.)
Как образовалось прилагательное печальный?
- Что вы знаете о наречии?
Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? В предложении является обстоятельством.
- Приведите примеры.
- Что означает выражение «неизменяемая» часть речи? (нет окончания)
- Самоопределение к деятельности
- Как образуются наречия?
Это новый для вас вопрос, ему мы и посвятим наш урок. Определите тему и задачи урока.
Тема: Как образуются наречия. (на доске вывешиваю)
Задача: определить способы образования наречий.
- Построение выхода из затруднения
- Работа в группах.
- Ребята, сейчас вы будете исследователями и постараетесь найти способ образования наречий
1) Задание первой группе.
Исследуйте пары слов и сделайте вывод об образовании наречий.
Хороший – хорошо
Быстрый – быстро
Лёгкий – легко
Железный - …
Вывод: наречия образуются от прилагательных при помощи суффикса О.
2) Задание второй группе.
Прочитайте предложения. Разберите по членам предложения, указав части речи. Сделайте вывод об образовании наречий.
- Мы любовались летним вечером.
- Вечером пришли гости.
Вывод: наречия образуются от формы Т.п. имени существительного.
- Выход из затруднения первой группы.
(вторая группа слушает, дополняет)
- Ребята, все согласны с выводом первой группы? Что берем от прилагательного? (основу). Что добавляем? (суффикс О). От всех ли прилагательных получилось образовать наречие? (Нет)
- Давайте себя проверим. (Слайд 4.)
Хороший – хорошо
Быстрый – быстро
Лёгкий – легко
Метровый – (нельзя)
Деревянный - (нельзя)
Лисий – (нельзя)
- Где нам найти точный ответ? (в учебнике, с. 66)
- Чтение правила.
- Какую важную информацию вы упустили? (От качественных имен прилагательных)
- Закрепление. Работа по учебнику.
Упр.1, с.66
- Образуйте наречия с помощью суффикса О от качественных имен прилагательных.
- Выход из затруднения второй группы. (Слайд 5)
- Что вы обнаружили в своих предложениях? (одинаковые слова)
- Есть ли у них отличительные признаки? (вопросы, член предложения)
- В каком предложении наречие, а в каком существительное?
- Как же еще могут образовываться наречия?
- В дальнейшем вам придется различать существительные и наречия.
- Какая часть речи наиболее часто употребляется с существительным? (прилагательное)
- Только при какой части речи может употребляться наречие? (при глаголе)
- Закрепление. Работа по учебнику.
Упр.4, с.67. Загадка (Ответ: Лес)
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
- Спишите загадку. Напишите отгадку.
- Укажите наречия. Докажите, что это наречия. (стоят при глаголе, признак действия) (Слайд 6)
- От какой части речи образовались? (от сущ. в Т.п.)
- Итог урока.
- Удалось ли нам выяснить, как образуются наречия?
- Назовите два способа.
- Удалось ли подтвердить слова Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
- Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке.
Я узнал …
Мне было ….
Еще немного путаюсь…
Мне необходимо …
VII. Задание на дом: с.66-67 правило, упр3.