Вторник, 07.05.2024, 14:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов Березуцкой Светланы Ильиничны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Как образуются наречия

Ссылка методической разработки урока: Как образуются наречия

 

Данная презентация является сопровождением урока русского языка в 4 классе по теме "Как образуются наречия" (УМК "Начальная школа XXI в")

Тема урока: Как образуются наречия.

Цели урока: способствовать знакомству со словообразованием наречий от качественных прилагательных и существительных в Т.п., закреплять знания о наречии как неизменяемой части речи, орфографическое письмо; развивать приемы мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, внимание; воспитывать чуткость к русскому языку, к его богатству и выразительности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети узнают, как образуются наречия, будут учиться их образовывать, отличать от других частей речи.

Метапредметные:

Познавательные: будут анализировать объект, выделяя существенные признаки, обобщать;

Регулятивные: ставить учебные задачи, находить пути их разрешения, вносить коррективы;

Коммуникативные: формулировать свои предположения, строить логические высказывания, вступать в учебный диалог.

Личностные: уметь отличать знание от незнания, оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование: учебник, презентация, ноутбук, проектор.

Ход урока.

Мотивация.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К.Г.Паустовский. (Слайд 1)

- Что хотел сказать писатель этими словами? (о величии, точности, великолепии нашего языка).

- Ребята, вы согласны с этим утверждением? Уроки русского языка вам помогают убедиться в истинности слов Паустовского? Как? (Постоянно пополняем свой лексический запас, узнаем о том, как появляются, образуются слова, точно и правильно учимся их подбирать, составлять предложения.

- Сегодняшний урок не станет исключением, и вы сами добудете интересные сведения о языке.

  1. Актуализация знаний

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.


Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...


Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

1. Работа со четверостишием. (Слайд 2)

Сквозь в . лнистые туманы

Пр.бирается луна,

На п . ч . льные п . ляны

Л . ёт п . ч. льно свет она. (А.Пушкин «Зимняя дорога»)

- Кому принадлежат эти строки? (С. Пушкин -основоположник современного русского литературного языка)

- Какую картину нарисовал поэт в этом четверостишии? (Зима, рано вечереет, луна появляется, становится одиноко, возникает грусть). Какими словами выражена грусть?

- Какое задание нужно выполнить? Вставим орфограммы, объясняя свой выбор.

- Спишите в тетрадь, правильно вставляя буквы.

- Разберем это предложение по членам предложения. Охарактеризуем предложение.

- Что вы можете сказать о словах печальные и печально? (однокоренные, но разные части речи)

- Разберите по составу прилагательное печальный. (Слайд 3.)

Как образовалось прилагательное печальный?

- Что вы знаете о наречии?

Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? В предложении является обстоятельством.

- Приведите примеры.

- Что означает выражение «неизменяемая» часть речи? (нет окончания)

  1. Самоопределение к деятельности

- Как образуются наречия?

Это новый для вас вопрос, ему мы и посвятим наш урок. Определите тему и задачи урока.

Тема: Как образуются наречия. (на доске вывешиваю)

Задача: определить способы образования наречий.

  1. Построение выхода из затруднения
  1. Работа в группах.

- Ребята, сейчас вы будете исследователями и постараетесь найти способ образования наречий

1) Задание первой группе.

Исследуйте пары слов и сделайте вывод об образовании наречий.

Хороший – хорошо

Быстрый – быстро

Лёгкий – легко

Железный - …

Вывод: наречия образуются от прилагательных при помощи суффикса О.

2) Задание второй группе.

Прочитайте предложения. Разберите по членам предложения, указав части речи. Сделайте вывод об образовании наречий.

  1. Мы любовались летним вечером.
  2. Вечером пришли гости.

Вывод: наречия образуются от формы Т.п. имени существительного.

  1. Выход из затруднения первой группы.

(вторая группа слушает, дополняет)

- Ребята, все согласны с выводом первой группы? Что берем от прилагательного? (основу). Что добавляем? (суффикс О). От всех ли прилагательных получилось образовать наречие? (Нет)

- Давайте себя проверим. (Слайд 4.)

Хороший – хорошо

Быстрый – быстро

Лёгкий – легко

Метровый – (нельзя)

Деревянный - (нельзя)

Лисий – (нельзя)

- Где нам найти точный ответ? (в учебнике, с. 66)

- Чтение правила.

- Какую важную информацию вы упустили? (От качественных имен прилагательных)

  1. Закрепление. Работа по учебнику.

Упр.1, с.66

- Образуйте наречия с помощью суффикса О от качественных имен прилагательных.

  1. Выход из затруднения второй группы. (Слайд 5)

- Что вы обнаружили в своих предложениях? (одинаковые слова)

- Есть ли у них отличительные признаки? (вопросы, член предложения)

- В каком предложении наречие, а в каком существительное?

- Как же еще могут образовываться наречия?

- В дальнейшем вам придется различать существительные и наречия.

- Какая часть речи наиболее часто употребляется с существительным? (прилагательное)

- Только при какой части речи может употребляться наречие? (при глаголе)

  1. Закрепление. Работа по учебнику.

Упр.4, с.67. Загадка (Ответ: Лес)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

- Спишите загадку. Напишите отгадку.

- Укажите наречия. Докажите, что это наречия. (стоят при глаголе, признак действия) (Слайд 6)

- От какой части речи образовались? (от сущ. в Т.п.)

  1. Итог урока.

- Удалось ли нам выяснить, как образуются наречия?

- Назовите два способа.

- Удалось ли подтвердить слова Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

  1. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке.

Я узнал …

Мне было ….

Еще немного путаюсь…

Мне необходимо …

VII. Задание на дом: с.66-67 правило, упр3.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz