Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Как образуются наречияСсылка методической разработки урока: Как образуются наречия
Данная презентация является сопровождением урока русского языка в 4 классе по теме "Как образуются наречия" (УМК "Начальная школа XXI в") Тема урока: Как образуются наречия. Цели урока: способствовать знакомству со словообразованием наречий от качественных прилагательных и существительных в Т.п., закреплять знания о наречии как неизменяемой части речи, орфографическое письмо; развивать приемы мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, внимание; воспитывать чуткость к русскому языку, к его богатству и выразительности. Планируемые результаты: Предметные: дети узнают, как образуются наречия, будут учиться их образовывать, отличать от других частей речи. Метапредметные: Познавательные: будут анализировать объект, выделяя существенные признаки, обобщать; Регулятивные: ставить учебные задачи, находить пути их разрешения, вносить коррективы; Коммуникативные: формулировать свои предположения, строить логические высказывания, вступать в учебный диалог. Личностные: уметь отличать знание от незнания, оценивать свою деятельность на уроке. Оборудование: учебник, презентация, ноутбук, проектор. Ход урока. Мотивация. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К.Г.Паустовский. (Слайд 1) - Что хотел сказать писатель этими словами? (о величии, точности, великолепии нашего языка). - Ребята, вы согласны с этим утверждением? Уроки русского языка вам помогают убедиться в истинности слов Паустовского? Как? (Постоянно пополняем свой лексический запас, узнаем о том, как появляются, образуются слова, точно и правильно учимся их подбирать, составлять предложения. - Сегодняшний урок не станет исключением, и вы сами добудете интересные сведения о языке.
ЗИМНЯЯ ДОРОГА Сквозь волнистые туманы По дороге зимней, скучной
1. Работа со четверостишием. (Слайд 2) Сквозь в . лнистые туманы Пр.бирается луна, На п . ч . льные п . ляны Л . ёт п . ч. льно свет она. (А.Пушкин «Зимняя дорога») - Кому принадлежат эти строки? (С. Пушкин -основоположник современного русского литературного языка) - Какую картину нарисовал поэт в этом четверостишии? (Зима, рано вечереет, луна появляется, становится одиноко, возникает грусть). Какими словами выражена грусть? - Какое задание нужно выполнить? Вставим орфограммы, объясняя свой выбор. - Спишите в тетрадь, правильно вставляя буквы. - Разберем это предложение по членам предложения. Охарактеризуем предложение. - Что вы можете сказать о словах печальные и печально? (однокоренные, но разные части речи) - Разберите по составу прилагательное печальный. (Слайд 3.) Как образовалось прилагательное печальный? - Что вы знаете о наречии? Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? В предложении является обстоятельством. - Приведите примеры. - Что означает выражение «неизменяемая» часть речи? (нет окончания)
- Как образуются наречия? Это новый для вас вопрос, ему мы и посвятим наш урок. Определите тему и задачи урока. Тема: Как образуются наречия. (на доске вывешиваю) Задача: определить способы образования наречий.
- Ребята, сейчас вы будете исследователями и постараетесь найти способ образования наречий 1) Задание первой группе. Исследуйте пары слов и сделайте вывод об образовании наречий. Хороший – хорошо Быстрый – быстро Лёгкий – легко Железный - … Вывод: наречия образуются от прилагательных при помощи суффикса О. 2) Задание второй группе. Прочитайте предложения. Разберите по членам предложения, указав части речи. Сделайте вывод об образовании наречий.
Вывод: наречия образуются от формы Т.п. имени существительного.
(вторая группа слушает, дополняет) - Ребята, все согласны с выводом первой группы? Что берем от прилагательного? (основу). Что добавляем? (суффикс О). От всех ли прилагательных получилось образовать наречие? (Нет) - Давайте себя проверим. (Слайд 4.) Хороший – хорошо Быстрый – быстро Лёгкий – легко Метровый – (нельзя) Деревянный - (нельзя) Лисий – (нельзя) - Где нам найти точный ответ? (в учебнике, с. 66) - Чтение правила. - Какую важную информацию вы упустили? (От качественных имен прилагательных)
Упр.1, с.66 - Образуйте наречия с помощью суффикса О от качественных имен прилагательных.
- Что вы обнаружили в своих предложениях? (одинаковые слова) - Есть ли у них отличительные признаки? (вопросы, член предложения) - В каком предложении наречие, а в каком существительное? - Как же еще могут образовываться наречия? - В дальнейшем вам придется различать существительные и наречия. - Какая часть речи наиболее часто употребляется с существительным? (прилагательное) - Только при какой части речи может употребляться наречие? (при глаголе)
Упр.4, с.67. Загадка (Ответ: Лес) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. - Спишите загадку. Напишите отгадку. - Укажите наречия. Докажите, что это наречия. (стоят при глаголе, признак действия) (Слайд 6) - От какой части речи образовались? (от сущ. в Т.п.)
- Удалось ли нам выяснить, как образуются наречия? - Назовите два способа. - Удалось ли подтвердить слова Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Оцените свою деятельность на уроке. Я узнал … Мне было …. Еще немного путаюсь… Мне необходимо … VII. Задание на дом: с.66-67 правило, упр3.
|
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|