Ссылка для скачивания урока: Единицы массы. Грамм. 3 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Школа России". Предусматривает работу с электронным приложением к учебнику М.И.Моро и интерактивной доской Mimio Studio.
Класс: 3
Предмет: математика
Система учебников: «Школа России»
Тема урока: Единицы массы. Грамм.
Цели урока:
предметные
сформировать представление о новой единице массы (грамм), установить соотношения между килограммом и граммом, совершенствовать навыки устных вычислений в пределах 1000, умение решать задачи с новой единицей;
способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, умению делать умозаключения;
воспитывать интерес к предмету через понимание практического применения математических знаний, патриотических чувств.
(метапредметные УУД)
познавательные –
формировать умение строить высказывание, аргументировать свой выбор классифицировать объекты,
регулятивные –
способствовать формированию умения ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности своей работы и работы других учащихся;
коммуникативные –
создавать условия для формирования умения работать в парах, слушать других, принимать другую точку зрения, полно и чѐтко выражать свои мысли;
личностные
осознавать необходимость знания единиц массы, умения выполнять устные вычисления
для успешного жизненного самоопределения, развивать собственную самооценку усваивания учебного материала
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику «Математика», весы с гирями.
Ход урока.
- Мотивация.
- Народная мудрость гласит «Всякое умение найдет свое применение».
- Приобретаете ли вы в школе умения, а в частности на уроках математики, которые применяете потом в жизни.
- Действительно всюду, где надо что-то считать, измерять, сравнивать без математических знаний и умений не обойтись. Чем старше вы становитесь, тем чаще в этом убеждаетесь.
Настоящей находкой оказались математические знания наших изобретателей в годы Великой Отечественной войны.
II.Актуализация знаний.
1.Решение задач.
Советским конструктором А. Судаевым был создан в 1943 году пистолет-пулемёт ППС-43. По легкости и малым габаритам не имел себе равных. Масса его 3 кг, а масса автомата Калашникова – 9 кг. Во сколько раз масса автомата больше массы пистолета? (в 3 раза)
Масса винтовки системы Токарева равна 4 кг. Чему равна масса 9 таких винтовок? (36)
Масса пушки 1942 года создания - 625 кг, а 1944 года – 200 кг. На сколько килограммов уменьшилась масса пушки? (425 кг) Какое это имело значение?
- Как вы думаете, почему я подобрала такие задачи?
- А теперь задачи на смекалку.
- Что тяжелее: 1кг ваты или 1 кг железа?
- Когда петух стоит на одной ноге, его масса равна 4 кг. Чему будет равна масса петуха, если он будет стоять на двух ногах?
- Щука весит больше, чем карась, а карась больше, чем вьюн. Кто самый легкий?
- Ребята, о какой величине шла речь в задачах? (о массе)
- Вспомним, как определить массу предмета?
- Какие весы вам известны?
- В настоящее время весов огромное многообразие.
Обратите внимание на экран.(Слайд 1)
2.Работа с электронным приложением.
- Потренируемся в определении массы предмета.
- Какие у нас весы? А что значит взвесить? (уравнять массу предмета с гирями)
- Попробуйте выполнить.
- Какие гири вы использовали? (1кг, 2кг, 3кг, 5кг.) (выключить экран)
- Выявление места затруднения.
Учитель:
(показываю два предмета одинаковые по форме, размеру, но разные по цвету.)
- Сравните эти предметы
- Чем они могут отличаться?
(ученик берет в руки предметы и определяет, какой тяжелее, какой легче)
- Так чем же еще отличаются эти предметы? (массой)
- Можем ли мы использовать для определения массы этих предметов гирю в 1кг? Почему?
- Что же делать? Возникло затруднение? (Нужны гири меньше 1 кг)
III.Самоопределение к деятельности.
- Определите тему урока и задачи, которые необходимо разрешить.
Тема: «Единицы массы».
Задачи:
- выявить единицу массы меньше 1 кг
- установить соотношение между 1кг и меньшей единицей массы
- учиться решать задачи с новой единицей массы.
IV.Работа по теме урока.
- Ребята, может кто-то знает уже единицу массы меньше 1 кг.
- Вы предположили о существовании меньшей единицы массы – грамм.
- Действительно об этом вы могли слышать в повседневной жизни. Следовательно, меньшей единице массы должны соответствовать гири.
(показываю на столе, даю подержать в руке, сравнить.)
- Гири с какой массой вы можете назвать?
(вывешиваю таблицу)
- Обратите внимание, каких гирь не существует, как сокращенно записывается новая единица массы – 1 грамм?
Итак, мы решили первую задачу нашего плана?
- Переходим к следующей. Какой?
- Возьмите в одну руку гирю в 1 кг, а в другую – 1 г. Как вы думаете, сколько нужно гирек, чтобы уравнять?
ВКЛЮЧИТЬ ЭКРАН
Сравните запись слов
1 килограмм
1 грамм
Кило в переводе с греческого языка означает 1000.
- Может кто-то догадался, сколько граммов в 1кг.?
- Узнаем практически.
- Как узнать, сколько граммов в 1кг? (поставим на 1 чашу весов гирю в 1кг и уравняем)
Вывод: 1кг = 1000г.
- Ваше предположение подтвердилось? А чтобы не осталось сомнений, к чему обратимся?
- с.54. Найдите нужную информацию в учебнике.
Запишите и запомните: 1кг = 1000г.
- Мы выполнили второй пункт плана? Приступаем к последнему.
Задача:
Для салата мама взяла 1 кг капусты. А огурцов – на 600г меньше. Сколько граммов огурцов взяла мама?
- Работа на соответствие.
(на интерактивной доске дети устанавливают соответствие между картинкой, изображающей животное, и его массой тела: медведь – 500кг, лиса – 10кг, гепард -60кг, ласточка – 20г, утка – 1000г, сорока – 300г.)
- Проверим, как вы можете ориентироваться в окружающем мире, сравнивая предметы визуально. Подберите каждому предмету соответствующую массу.
- Первичное закрепление, с проговариванием. (на доске составляют равенства)
Какие гири нужно взять, чтобы получить
7г = 5г + 2г
80г = 50г + 20г +10г
300г = 200г + 100г
Выключить экран.
- Самостоятельная работа.
- Остальные примеры выполните самостоятельно, советуясь в паре. Следите, чтобы у вас было взято наименьшее количество гирь. За каждое составленное равенство выложите зеленый кружок на парте, сигнализируя о своей готовности. Если где-то затрудняетесь, положите красный.
600г = 500г + 100г
745г = 500г + 200г + 20г + 20г + 5г
900 = 500г + 200г + 200г
- Проверка.
ФИЗМИНУТКА
- Для глаз
- Динамичная.
Я называю предметы. Если их масса меньше 1 кг – вы приседаете, а если больше – встаете на носочки и тянетесь ввысь.
Стол, шапка, нож, велосипед, сотовый телефон, чашка, автомобиль, тарелка, шкаф, пенал.
V.Закрепление изученного.
ВКЛЮЧИТЬ ЭКРАН
Задача.
- Прочитайте задачу. Какое к ней задание?
- Назовите условие задачи.
- Какой вопрос вы могли бы поставить?
- Я тоже задумала такой вопрос.
- Какое решение вы предложите? Можно ли записать выражением? Проверим.
- Запишите в тетрадь решение задачи и пояснение к ней.
200 ∙ 2 + 50 ∙ 2 = 500 (г) – масса всей покупки.
Ответ: 500 г.
- Могут ли быть поставлены другие вопросы? (Устно)
VI.Подведение итогов.
- Что планировали мы сделать на уроке?
- Мы реализовали весь план? Докажите.
- Ребята, а зачем нужно планировать свою деятельность?
- Вы составляете планы в жизни? Добиваетесь их выполнения?
- Вернемся к народной мудрости.
- Вы согласны с тем, что «Всякое умение найдет свое применение».
Не зря говорят, что математика – царица наук. Она как невидимый волшебник всегда рядом и всегда поможет нам в трудную минуту.
VII.Рефлексия.
У вас на столах лестница успеха. Поставьте любой значок на той ступеньке, на которой вы считаете отражены ваши знания и умения.
Кто поставил себя на верхнюю ступень, среднюю, нижнюю.
- Вот так выглядят наши успехи на общей лестнице.
- Посмотрите, мы вместе одержали победу над новым материалом. Каждый внес свой вклад. Именно так, совместными усилиями была одержана Великая Победа в 1945г. Важно помнить, что русский человек всегда умел справляться с трудностями и добиваться успеха.
Самооценка и оценка знаний.
- Кому бы вы поставили сегодня оценку «5»?
VIII.Задание на дом.
- Обязательно: т.46 №24
- Творческое задание.
Мальчики из дополнительной литературы узнать о старинных мерах массы и подготовить рассказ на следующем уроке.
Девочки поговорите с мамами, узнайте, как они определяют без весов массу сыпучих продуктов. Запишите несколько примеров.